"Горячая" линия
  

старше 16
ZP_banner_ishodnik-02.jpg

"Горячая линия":
  • 8 (4212) 27-25-77
    (в рабочее время)

  • "Горячая линия" по тестированию на коронавирусную инфекцию:
  • 8 (4212) 27-09-44
    (в рабочее время)
  • "Горячая линия" по защите прав граждан - участников долевого строительства
  • 8 (4212) 27-18-75,
  • 8 (4212) 27-18-82
  • СТОП КОРОНАВИРУС

    Единый консультационный центр Роспотребнадзора
    8(800)555-49-43

    Всемирный день защиты прав потребителей


     
    15.03.2013

    «Потребительское правосудие сегодня» («Consumer Justice Now!») - тема Всемирного дня защиты прав потребителей, который будет отмечаться 15 марта 2013 года.

    Совершенствование правового обеспечения, выработка новых механизмов по защите прав потребителей, призванных решать прикладные задачи в конкретных интернациональных сферах потребительских правоотношений (финансовые, коммунальные услуги, международный туризм, услуги перевозки пассажиров и т.д.) – дело всего мирового сообщества. Поэтому тема Всемирного дня защиты прав потребителей была выбрана не случайно и напрямую связана с актуализацией основного международного акта в данной сфере – Руководящих принципов для защиты интересов потребителей (приняты 9 апреля 1985 года Генеральной Ассамблеей ООН).

    Тема Всемирного дня защиты прав потребителей призвана способствовать привлечению внимания населения к существующим проблемам в данной сфере в целях повышения потребительской грамотности, информирования граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав, о широких возможностях населения по защите своих прав.

    Каковы же механизмы государственной и общественной защиты прав потребителей, которые действуют в Российской Федерации.

    Первым носителем важнейших прав потребителей, признанных на международном уровне и закрепленных в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей», стал ныне действующий Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей».

    Именно этот закон закрепил основные права потребителей: на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества; на безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителя; на получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполните-лях, продавцах); на просвещение потребителей; на государственную и общественную защиту их интересов, объединение в общественные организации потребителей.

    Новый Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) 1996 г. подвел базу под отношения покупателей с продавцами и исполнителями, продублировав положения Закона относительно продажи товаров или выполнения работ с недостатками.

    Были проработаны механизмы реализации прав потребителей на практике, процедуры защиты этих прав и осуществления контроля за их соблюдением со стороны государства и общественных организаций. Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены различные правила оказания услуг - туристических, образовательных, медицинских, коммунальных, финансовых услуг, услуг по перевозке пассажиров и других.

    Разработаны технические регламенты на такие товары как молочная, соковая, масложировая продукция, товары легкой промышленности, товары для детей и другие. Действуют в РФ и специальные Федеральные законы, содержащие нормы, регулирующие отношения с участием потребителей: «О техническом регулировании», «О связи», «Об электроэнергетике», «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», «О почтовой связи», «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и другие. Кроме того, заключены международные соглашения о защите прав потребителей, правила которых имеют приоритет над нормами национального законодательства в силу ст. 2 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и в соответствии с правилами ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

    Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации действует система потребительского законодательства, где отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами.

    Процессуальное законодательство также учитывает специфику отношений с участием потребителей, обеспечивая им доступ к правосудию. Налоговый кодекс освободил потребителей от уплаты госпошлины по искам, цена которых не превышает 1 млн., рублей. Гражданский процессуальный кодекс с 2002 г. предоставляет им выбор – обращаться в суды по месту нахождения ответчика, по месту своего жительства или пребывания, по месту заключения или исполнения договора.

    Стало традицией к Всемирному дню защиты прав потребителей информировать о деятельности территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, в г. Комсомольске-на-Амуре в сфере защиты прав потребителей.

    В 2012 году в территориальном отделе проведено 376 проверок в сфере защиты прав потребителей, 89 из них проведено по плану надзорных мероприятий . Больше всего проверок проведено в розничной торговле (206), сфере жилищно-коммунальных (66) и бытовых услуг (39. Проверки проводились также в таких сферах, как оказание гражданам услуг общественного питания, туристских, транспортных, платных медицинских услуг.

    В среднем, нарушения были выявлены в 60%случаев при проведении проверок. По результатам проведенных проверок в сфере защиты прав потребителей было составлено 414 протоколов об административных правонарушениях. Общая сумма наложенных штрафов составила 520,8 тысяч рублей. По результатам проверок было направлено также 28 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Кроме того, 115 протоколов об административных правонарушениях было направлено в суды.

    Наибольший процент нарушений выявлен в сфере торговли, это такие нарушения, как отсутствие на потребительских товарах информации на русском языке, всех необходимых реквизитов на ценниках, продажа товаров с нарушением условий хранения, без документов, подтверждающих качество и безопасность продукции и т.д. Приведу только один пример из числа проведенных надзорных мероприятий – за товарами детского ассортимента. Так, в 2012г специалистами ТО проведено 15 таких проверок, 3 проверки проведены с отбором образцов и исследованием по показателям безопасности в лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае». Выявлено значительное количество нарушений. Так, при проведении проверок в торговом центре «Плаза» в г. Комсомольске-на-Амуре у 3-х индивидуальных предпринимателей в продаже находились швейные изделия детского ассортимента без информации о товаре и изготовителе на русском языке, обувь для детей, не соответствовала требованиям санитарных правил по интенсивности запаха и по превышению содержания формальдегида (в 6 раз). В отношении индивидуальных предпринимателей составлены протоколы по ст. 14.8.ч.1 14.43.ч.1 КоАП РФ. Предприниматели были оштрафованы (Штрафы по ст. 14.43 ч. 1 – 20 тыс. рублей). Без информации об обязательной сертификации, без информации о товаре и изготовителе на русском языке продавались игрушки у предпринимателя на вещевом рынке. Здесь также к предпринимателю были применены штрафные санкции (20тыс. рублей по ст. 14.45 КоАП РФ). Всего в торговой сети проверено 4978 товаров детского ассортимента (одежды) из них производства КНР –946 шт. Изъято из оборота 343 трикотажных и швейных изделий детского ассортимента и 14 пар детской обуви производства КНР на сумму 109 тыс. рублей. Составлено 20 протоколов об административных правонарушениях. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 92,5 тысячи рублей.

    С целью усиления роли предупредительных мер в сфере защиты прав потребителей установлено тесное взаимодействие со средствами массовой информации. Это позволяет вести пропаганду законодательства о защите прав потребителей, повышать уровень правовых знаний населения и предпринимателей, доводить информацию о недоброкачественных и опасных для здоровья товарах, выявленных в ходе проведения проверок и оказанных некачественных услугах. Так за 2012 год было опубликовано, либо прошли телепередачи (16) в различных СМИ. Это была информация о результатах надзорных мероприятий отдела, тематические информации о всемирном дне защиты прав потребителей, о платных медицинских услугах, правилах перевозки пассажиров и другая информация.

    Одним из важных направлений деятельности в области защиты прав потребителей является обучение молодежи основам потребительских знаний. В целях привития интереса к изучению основ законодательства о защите прав потребителей и формирования правовой культуры были проведены уроки потребительских знаний в 4-х образовательных учреждениях города и районов.

    В соответствии со ст.ст. 40,46 Закона РФ «О защите прав потребителей» территориальный отдел проводит работу, направленную на осуществление судебной защиты граждан: обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга лиц; по даче заключений по инициативе суда по делу в целях защиты прав потребителей. Так, за 2012 год специалистами территориального отдела от лица Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю подано 4 исковых заявлений в защиту прав потребителей, в том числе 2 – в защиту неопределенного круга лиц, 2 из них удовлетворены, 2 – на рассмотрении. Дано 25 заключений по исковым заявлениям граждан в защиту прав потребителей. По решению суда в пользу потребителей присуждено денежных средств 790,3 тысячи рублей, в том числе гражданам выплачено 54 тысячи в счет компенсации морального вреда.

    В г. Комсомольске-на-Амуре работают 3 общественных организации по защите прав потребителей: Общественная организация Общества защиты прав потребителей Хабаровского края «Эксперт», Городская общественная организация защиты прав потребителей ЖКУ «Общественный контроль», Хабаровская региональная общественная организация Общество защиты прав потребителей «Знак качества». Специалисты общественных организаций успешно защищают права потребителей в судах в таких сферах услуг, как торговля, ЖКХ, услуги бытового обслуживания, банковские и другие.

    В заключении, еще раз напоминаю телефоны нашего отдела 54 00 98, 54 49 74, по которым потребителей всегда проконсультируют специалисты или дадут информацию об услугах общественных организаций по защите прав потребителей.


    Вернуться в раздел