"Горячая" линия
  

старше 16

ZP_banner_ishodnik-02.jpg

Горячая линия:
27-25-77
(в рабочее время)
Горячая линия по новой коронавирусной инфекции:
27-09-44
(в рабочее время)

Мобильные пункты вакцинации в Хабаровском крае

СТОП КОРОНАВИРУС

Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8(800)555-49-43

Что такое план проверок Роспотребнадзора, и при чем здесь риск-ориентированный подход?

 
16.06.2020

Нормативная база и процедура разработки

Ежегодно в июле – августе все органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля в установленные сроки разрабатывают планы проведения плановых проверок на следующий год с учетом нормативных документов и в соответствии с их полномочиями.

Основными нормативными правовыми документами, определяющими требования к подготовке ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являются ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) и Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489.

Процесс разработки ежегодных планов проведения плановых проверок проходит несколько этапов.

Первый этап – это выбор субъектов проверки, внесение их в проект плана по установленной форме.

Следующим обязательным этапом является этап рассмотрения представленного проекта плана органами прокуратуры на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора). На этом этапе в план могут быть внесены предложения об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок.

После устранения выявленных органами прокуратуры замечаний и согласования сроков проведения выпавших совместных плановых проверок с другими органами контроля (надзора), план утверждается руководителем органа государственного контроля (надзора) и в установленные сроки размещается на официальном сайте органа.

Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте в сети «Интернет» до 31 декабря текущего года.

Сформированный ежегодный сводный план проведения плановых проверок является единственным основанием, дающим право органу государственного контроля (надзора), органу муниципального контроля в соответствии с их полномочиями провести плановую проверку в отношении включенного в план субъекта хозяйственной деятельности на законных основаниях.

Основания для включения в план плановых проверок

Основанием для включения в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Как правило, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. В то же время есть из этого правила исключения.

Так, в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.

Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью», позволяющее органам Роспотребнадзора и ряду других контрольно-надзорных органов, проводить плановые проверки в отношении указанных организаций чаще.

Так, например, территориальными органами Роспотребнадзора проверки в отношении организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую, стационарную и санаторно-курортную медицинскую помощь проводятся не чаще 1 раза в 2 года; в отношении организаций осуществляющих дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование, организаций, осуществляющих предоставление социальных услуг с обеспечением проживания – не чаще 1 раза в год.

Определенные ограничения предусмотрены в отношении проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации - плановая проверка проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.

Плановые проверки для резидентов ТОР

Есть особенности и при организации плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами территорий опережающего социально-экономического развития и резидентами Свободного порта Владивосток.

Включение таких хозяйствующих субъектов в проект ежегодного плана плановых проверок возможно только с предварительного согласования Минвостокразвития России.

Проверки для малого бизнеса

Существенной особенность планирования на период 2016-2018 годов был запрет (мораторий) на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, введенный Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ (статья 26.1. Федерального закона № 294-ФЗ).

Представителем Генеральной прокуратуры Российской Федерации на экспертном совещании по проблемным вопросам формирования плановых проверок, состоявшемся 21 августа 2018 года в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации, отдельно было подчеркнуто, что с 2019 года надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса заканчиваются, соответственно малые и средние предприятия могут и должны быть включены в планы проверок на 2019 год.

Риск-ориентированный подход

Значимым моментом, изменяющим подходы к организации контрольно-надзорной деятельности, явилось введение в Федеральный закон № 294-ФЗ статьи 8.1 «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)» (Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ).

Законодателем определено, что риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (ч.2. ст.8.1.).

Целью применения риск-ориентированного подхода является оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышение результативности деятельности органов государственного контроля (надзора).

При этом, виды государственного контроля (надзора), при которых применяется риск-ориентированный подход, определяется Правительством Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор) одной из первых среди федеральных органов исполнительной власти разработала подходы к переходу на риск-ориентированную модель контрольно-надзорной деятельности, с 2014 года наработала необходимую методологическую базу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства № 806), федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, вошел в перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.

Указанным постановлением утверждены также Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности.

Установление категории по риску причинения вреда здоровью населения

Для Роспотребнадзора постановлением Правительства № 806 определен подход, предполагающий установление категории по риску причинения вреда здоровью населения при осуществлении деятельности.

Указанный подход конкретизирован в методических рекомендациях «Классификация хозяйствующих субъектов, видов деятельности и объектов надзора по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий» 5.1.0116-17, утвержденных руководителем Роспотребнадзора 11 августа 2017 г., которыми определены базовые принципы установления потенциального риска причинения вреда здоровью, установлен единый порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных и (или) используемых ими производственных объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, к определенной категории риска причинения вреда здоровью граждан.

Сразу следует отметить, что указанный документ распространяется только на федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и касаются только организации плановых контрольно-надзорных мероприятий.

Установление категории риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется для деятельности юридических лиц (ЮЛ) или индивидуальных предпринимателей (ИП), которая осуществляется на производственных объектах, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору и внесенных в Федеральный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Федеральный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации (соответствующего субъекта Российской Федерации) деятельность которых подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору, формируется с учетом видов деятельности, предусмотренных общероссийскими классификаторами (ОКВЭД, ОКПД).

Как рассчитывается риск?

Потенциальный риск причинения вреда здоровью в результате определенного вида деятельности определяется:

- вероятностью нарушения законодательства деятельности,

- вредом здоровью при нарушении санитарного законодательства и законодательства в области технического регулирования;

- численностью контингента (населения), находящегося под воздействием определенного вида деятельности хозяйствующего субъекта.

Вероятность нарушения санитарного законодательства характеризуется частотой нарушения статей санитарного законодательства по видам деятельности, подлежащим надзору, рассчитанную по статистике результатов проверок в целом по Российской Федерации за трехлетний период.

Перечень значений показателей средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности и показателей потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности приведен в приложении к постановлению Правительства № 806.

Так, например, показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении деятельности ресторанов, кафе, баров, закусочных, столовых, в том числе столовых при предприятиях и учреждениях, составляет 0,0059 (при Max – 0,049, Min- 0,0012), а показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) - 6,88 (при Max – 12,2, Min - 1,25).

При расчете показателя, характеризующего численность населения, находящегося под воздействием объекта государственного надзора (масштаб воздействия), рассматриваются категории граждан (контингенты населения), для которых санитарным законодательством установлены обязательные требования:

  • работники, занятые на объекте надзора;      
  • потребители услуг (работ), выполняемых на объекте надзора;     
  • потребители продукции, производимой на объекте надзора, или продукции и связанным с требованиями к продукции процессам;   
  • население населенных пунктов, проживающее в зоне воздействия загрязнения атмосферного воздуха от деятельности объекта надзора;  
  • население населенных пунктов, проживающее в зоне воздействия загрязнения водных объектов от деятельности объекта надзора;        
  • население населенных пунктов, проживающее в зоне воздействия загрязнения почв от деятельности объекта надзора.

Показатели, характеризующие численность населения, находящегося под воздействием объекта надзора, определяются с использованием среднестатистических величин, свойственных объекту и коэффициентов, учитывающих время контакта с населением.

Примерами таких среднестатистических величин являются численность работающих, число койко-мест в стационарах лечебных учреждений, число мест в детских дошкольных или школьных учреждениях, торговая площадь, объемы производимой продукции на предприятиях пищевой промышленности, объемы забора и очистки воды для питьевого водоснабжения и т.д.

Категории риска

В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства № 806, для объектов государственного надзора рассчитаны показатели потенциального риска причинения вреда здоровью и исходя из него проведено отнесение к шести категориям риска: от чрезвычайно высокой категории до низкой категории.

Для реализации задачи по внедрения риск-ориентированного подхода Роспотребнадзором разработана информационная система, включающая в себя алгоритмы формирования базы данных субъектов (объектов) надзора, математические модели расчетов показателей и присвоения категории риска причинения вреда здоровью.

Проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

·        для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в календарном году;

·        для категории высокого риска - один раз в 2 года;

·        для категории значительного риска - один раз в 3 года;

·        для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 4 года;

·        для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

В практическом преломлении применение риск-ориентированного подхода при организации контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора означает, что при общем правиле – проведение плановой проверки не чаще чем один раз в три года, при отнесении субъекта государственного контроля (надзора) к высокой категории риска его плановая проверка может быть проведена один раз в 2 года.

В целом же, внедрение риск-ориентированного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения имеет целью:

- обеспечение условий пропорциональности интенсивности контрольно-надзорной деятельности риску причинения вреда здоровью всего населения и конкретных категорий - работников, потребителей товаров и услуг;

- концентрацию усилий надзорных органов на объектах, представляющих наибольшую опасность для здоровья человека;

- сокращение числа проверок на объектах низкого риска для населения, работающих, потребителей;

- улучшение качества среды обитания, условий труда и безопасности потребительской продукции за счет предупреждения нарушений санитарного законодательства объектами, представляющими наибольший риск для здоровья;

- стимулирование объектов надзора к соблюдению требований санитарного законодательства через возможность обоснованного снижения периодичности плановых проверок.


Вернуться в раздел
'cookie.notification' is not a component